Embassy Press Releases

Из ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2011 году
(Москва, 18 января 2012 года)

Часть I

Вопрос: В последнее время, особенно после крушения лайнера «Коста Конкордия», российскую консульскую службу активно критикуют. Из Италии граждан России вывезли последними. Летчик В.В.Садовничий провел восемь месяцев под стражей в Таджикистане, а мать пятерых детей Г.М.Идрисова – два месяца в ОАЭ. Дипломаты начинали оказывать помощь только после вмешательства СМИ. Что планируется сделать, чтобы российские дипломаты эффективно защищали интересы наших граждан за рубежом?

С.В.Лавров: У меня сложилась несколько иная картина по приведенным Вами фактам. Я уже имел возможность высказываться на эти темы. Но те факты, которые мы приводили, наверное, прошли мимо Вас.

Когда В.В.Садовничему и его эстонскому коллеге власти Таджикистана объявили, что им закрыт выезд из страны, ни россиянин, ни его коллега, ни владелец авиакомпании ничего дипломатам и консульским сотрудникам не сообщили. Российская сторона узнала об этом только в мае 2011 г. После этого Посол России в Душанбе написал официальный запрос в МИД и Комитет национальной безопасности РТ. С этого момента российский консул присутствовал на всех судебных заседаниях. Данная тема неоднократно поднималась на самом высоком уровне. Мы широко не говорили об этом, поскольку иногда бывает так, что для тех, кто занимается конкретной проблемой, важно достичь результата, а не заслужить всенародное признание.

Ситуация с Г.М.Идрисовой гораздо проще. В том, что она была освобождена без всякого суда, – заслуга российского Посольства и дипломатов, которые работали с местным руководством. Как только нам стало известно, что задержана гражданка России, дело было взято под контроль. Я слышал по телевидению, как Г.М.Идрисова рассказывала, как она добровольно подписала бумагу на арабском языке, которую ей подсунули, не настояв на встрече с консулом. А в бумаге содержалось практически чистосердечное признание. Тем не менее, несмотря на то, что такая подпись в ОАЭ считается «царицей» доказательств, эту ситуацию удалось разрулить.

По ситуации с российскими туристами с лайнера «Коста Конкордия» у Вас, очевидно, совершенно извращенная информация. Два дня назад на конкурирующем телеканале «Россия 1» прошла большая программа с участием тех, кто находился на этом лайнере. В прямом эфире выступал российский Посол в Риме.

Один турист, вернувшись в Санкт-Петербург, жаловался, что «дипломаты ни денег не дали, ни билет не купили, а вместо паспорта какую-то бумажку выдали». Так это было сформулировано. «Бумажка вместо паспорта» – это Свидетельство на возвращение, без которого нельзя, не имея паспортов, которые, судя по всему, утонули, вернуться в Россию. Денег на билет дипломаты тоже не могут дать – таких средств в посольствах нет.

Тем не менее, как только российскому загранучреждению стало известно о произошедшем в 200 км от Рима кораблекрушении, туда срочно выехал консульский представитель. Он сразу связался с итальянским штабом операции по спасению. Рано утром 14 января с.г. подключились также российские генеральные консульства в Милане, Генуе и Марселе. Был установлен контакт в Москве с МЧС, прямая линия с Посольством в Риме, Ростуризмом, турфирмами, чьи клиенты находились на борту. Осложнялось дело тем, что 108 наших туристов и 3 россиян-членов экипажа оформляли разные туристические фирмы. Некоторые путешествовали самостоятельно. Все они оказались в разных гостиницах. Тем не менее, с ними незамедлительно была установлена связь. Уже к полудню 14 января российская сторона первой получила информацию о количестве наших граждан, находившихся на теплоходе, об отсутствии среди них пострадавших.

С 14 января в Посольстве было организовано круглосуточное дежурство. То, что оно было действительно круглосуточным, подтверждает тот факт, что ТРК «Петербург 5-й канал» связался с Посольством по номеру «горячей линии», и в 5 утра дежурный ответил на вопросы корреспондента.

Нас упрекали также в том, что японцы своих граждан вывезли на вертолетах. Мы поинтересовались у итальянской стороны, так ли это. Представители гражданской обороны Италии нам ответили, что это не соответствует действительности. Просто некоторых пассажиров, независимо от гражданства, можно было эвакуировать с перевернувшегося круизного лайнера только с воздуха – их и снимали вертолетами.

Так что принять претензии в адрес нашего Посольства в Риме я не могу. Считаю, что дипломаты поработали образцово. Мы уже получаем многочисленные благодарности от наших граждан, оказавшихся в этой непростой ситуации. Многие запланировали вылет в Россию на 21 января, решив какое-то время провести в Италии.

В гостинице на постоянной основе дежурил наш врач. На всякий случай имелась договоренность с итальянскими психологами. На первом этапе, пока еще туристическая компания–владелец лайнера не расшевелилась, дипломаты Посольства приобрели для нуждающихся элементарную одежду, привезли воду, фрукты, детское питание.

Поэтому я просил бы проверять информацию, прежде чем делать такие заявления. Мне обидно за моих сотрудников, которые в данном случае, повторяю, не всегда так бывает, действовали безупречно.