Embassy Press Releases

К вопросу о международном признании Абхазии и Южной Осетии

1. Генезис грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов связан с приходом к власти в Грузии в 1990 году радикальных националистов, провозгласивших лозунг «Грузия для грузин». Шовинистическая политика в отношении этнических меньшинств, вылилась в попытки силового подавления абхазов и югоосетин, стремившихся к национальному самоопределению. Остановить развернувшееся вооруженное противостояние удалось лишь в 1992-1993 годах благодаря миротворческим усилиям России.

Но и после этого руководители Грузии на протяжении многих лет систематически саботировали достигнутые при содействии России и осуществлявшиеся с участием ООН и ОБСЕ мирные договоренности. Попытки силой подчинить Южную Осетию и Абхазию, провокации и нападения не прекращались. В августе 2004 года вооруженные подразделения М.Саакашвили напали на Цхинвал, но тогда их остановили защитники города. В июле 2006 года грузинские войска в нарушение действующих соглашений об урегулировании захватили Кодорское ущелье Абхазии. Новую, беспрецедентную по масштабам и жестокости военную акцию грузинские вооруженные силы по приказу президента М.Саакашвили предприняли в августе 2008 года. Было совершено широкомасштабное нападение на Южную Осетию, начавшееся в ночь на 8 августа массированным обстрелом города Цхинвала с применением тяжелой артиллерии и реактивных систем залпового огня. Жертвами его стали сотни мирных жителей, были убиты российские миротворцы.

Иного выбора, кроме как дать отпор грузинской военщине, у руководства России не было. Это решение являлось не только правомерным, но и соответствовало моральному требованию защитить жизни людей. Нет сомнений, что без российской защиты население Южной Осетии было бы просто уничтожено. Захваченные нашими военными штабные документы подтвердили практическую подготовку Грузией аналогичного нападения и на Абхазию.

После бесславного провала своей преступной авантюры Тбилиси категорически отказался в какой-либо форме обсуждать статус двух республик, а грузинские руководители прямо заявляли, что «война не закончена». Одновременно со стороны ряда стран-покровителей Грузии раздавались голоса о намерении восстановить ее военный потенциал. Тогда стало ясно, что Грузия и ее союзники продолжают линию на насильственное решение абхазского и югоосетинского вопроса вопреки воле этих народов. Перспективы мирного урегулирования и реализации этими народами права на самоопределение внутри грузинского государства были окончательно утрачены. Соответственно, гарантию выживания и мирного развития народов Южной Осетии и Абхазии могло дать только создание ими самостоятельных независимых государств. Именно этим подходом, вполне отвечающим основополагающим принципам международного права, обусловлено признание их независимости со стороны России и некоторых других государств.

2. Сегодня молодые закавказские республики, взятые под защиту Россией и опираясь на ее всестороннюю помощь, успешно строят свою государственность. Преодолеваются последствия многолетней удушающей блокады и варварских военных действий со стороны Тбилиси, постепенно налаживаются экономика и социальная сфера.

Спокойнее стала и в целом обстановка в регионе. Сложилась определенная система обеспечения безопасности на грузино-абхазской и грузино-югоосетинской границах: присутствие российских пограничников и военных баз по одну сторону рубежа и наблюдателей Евросоюза – по другую позволяют удерживать Тбилиси от серьезных провокаций. В конце прошлого года под давлением мирового сообщества М.Саакашвили сделал официальное заявление об отказе от применения силы. Сухум и Цхинвал ответили аналогичными заявлениями, хотя, имея горький опыт, к обещаниям грузинской стороны относятся скептически.

Однако грузинское руководство продолжает упорно отрицать очевидное - необратимость политических последствий своей преступной августовской авантюры. М.Саакашвили то и дело сбивается с миролюбивых заверений на заявления о том, что война, дескать, не закончена, и призывы «встретить новый год в Сухуми». Пытаясь вернуть Абхазию и Южную Осетию в состав Грузии, он предлагает нереалистичные и подчас прямо оскорбительные для абхазов и осетин меры.

Убеждены, однако, что со временем в Грузии возобладает понимание невозможности силой или обманом вернуть утраченные территории. И тогда Тбилиси, наконец, займется налаживанием равноправных добрососедских отношений с абхазами и югоосетинами. Это, безусловно, отвечало бы и интересам региона и всего мирового сообщества.

3. Международные позиции молодых закавказских республик поступательно расширяются и крепнут. Их независимость была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру. Новым важным событием стало официальное признание Республики Абхазия со стороны Вануату и установление между этими странами дипломатических отношений. Еще целый ряд государств (Турция, Израиль, Иордания, Сирия, некоторые страны Латинской Америки) поддерживают с Абхазией и Южной Осетией связи по линии общественности, парламентов, деловых кругов, налаживают взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Нет сомнений, что объективный процесс вхождения двух новых государств в международное сообщество будет продолжаться.